22
января 2011. Пора, наконец, понять, что игра в футбол – нечто
большее, чем уметь бегать и проявлять силу. Здесь нужно мыслить,
и, мысля, жить на поле, а не исполнять на нем некую заученную
программу. Текст футбольного спектакля не пишется заранее, да
его просто невозможно написать, потому что футбол становится
все более интеллектуальным, быстрым и психологически сложным.
Высокий темп игры требует от футболистов высокого уровня тактического
мышления.
Комбинационный метод игры в атаке требует от игроков больших
знаний при проведении таких комбинаций, как «выход на свободное
место», «стенка» с различными вариантами, «скрещивание», «пропуск
мяча», «смена мест», «ложный маневр». Существуют еще многочисленные
комбинации при розыгрыше стандартных положений.
В современном футболе игрока, овладевшего мячом, соперники тут
же ограничивают во времени и пространстве, и он, попадая в цейтнот,
должен быстро найти правильное решение, как ему действовать
дальше.
Высокий темп игры требует от футболистов высокого уровня тактического
мышления. Вот почему футболист должен быть наделен способностями,
а тренер обязан увидеть эти способности, и умело их развить
до совершенства. Для этого тренеру надо знать многое: передовые
тактические системы и методы игры, основные тактические и психологические
задачи и обязанности футболистов при проведении атаки и при
действиях в обороне, принципы составления тактического плана
на игру (командного и индивидуального), формы и методы анализа
проведенной игры.
Первоочередная задача любого тренера, на мой взгляд, состоит
в том чтобы добиться быстрого роста технического и тактического
мастерства, психологической устойчивости команды. Только в таком
случае можно быстро поднять мастерство футболистов, класс, результативность
команды в соревнованиях. Сегодня техника, тактика, «человеческий
фактор» в современном футболе выходят на первое место. А современный
футбол у нас в стране для ведущих команд характеризуется высоким
уровнем физической подготовки, хорошим уровнем развития скоростной
выносливости, тактическим и техническим разнообразием ведения
игры.
Известно, что проблем в команде «Ростов» немало. Я коротко остановлюсь
на тех, в решении которых главная роль принадлежит тренерам
и футболистам. Речь пойдет о повышении качества подготовки команды,
класса ее игры, о росте спортивного мастерства футболистов.
Уверен, добиться этого можно лишь в том случае, если учебно-тренировочный
процесс в команде будет организован на научной основе, с учетом
достижений и применения спортивной психологии.
Главному тренеру необходимо добиться, чтобы футболисты руководствовались
чувством долга, совести, чести, ответственности перед болельщиками
за свою подготовку и качество игры. Наставник в этом деле одна
из основных фигур. С помощью правильно организованного учебно–
тренировочного процесса он должен привить своим воспитанникам
ряд важнейших футбольных принципов, которых, кстати, так не
хватало нашим футболистам в минувшем чемпионате.
Думаю, в настоящее время в команде нет особых проблем с физической
подготовкой, хотя и над этим надо работать. В первую очередь
необходимо усовершенствовать методическую работу. А вот решение
такой проблемы, как техническая и тактическая подготовка футболистов
требует должного внимания и строго научного подхода, потому
что это зависит не только от правильно подобранных упражнений,
а в большей степени от психофизиологических свойств футболиста
и уровня развитых в нем способностей. Для решения данной проблемы
в футбольном коллективе необходимо применять метод профподбора
и профотбора в межсезонье, чтобы к началу тренировочного периода
главный тренер имел полную информацию по каждому футболисту
и четко знал, с каким контингентом и над чем конкретно ему работать.
Возьмем, к примеру, технику передачи, приема и отработки мяча
в ФК «Ростов». Так вот, в названных компонентах футболисты «Ростова»
очень сильно отстают от ведущих клубов, а еще - в точности,
своевременности, четкости, рациональности. То есть по тем признакам,
которые и определяют высокое техническое мастерство.
Не секрет, что тактическое содержание во многом зависит от качества
техники. Давайте вспомним, сколько было сорвано комбинаций из–за
технического брака. Но тактика – это не только игра с мячом,
но и без мяча. И в этом плане, в отличие от ведущих российских
клубов, футболисты «Ростова» выглядели примитивно. Иными словами
в действиях футболистов было больше шаблонного, заученного,
чем спонтанного, внезапно придуманного. И то, что футболисты
отстают в технике и тактике, не случайность, а результат не
совсем адекватного набора упражнений и качество их исполнения.
Разве можно научить своевременности передачи в не ограничивающей
действия ситуации?
Разве можно научить точности передачи в не ограниченном параметрами
пространстве?
Разве можно научить играть без мяча без самих игровых условий?
Учить играть без игры – все равно, что плавать без воды. Но
тренеры «Ростова» почему–то с неистовым упорством работали весь
сезон над техникой в условиях неограниченного времени и пространства,
без игровых сопротивления и единоборств. Получается, что развиваем
игровые способности (мышления) - продукт самой игры – посредством
шаблонных, стереотипно повторяющихся упражнений. А ведь любое
упражнение, даже самое интересное – всего лишь фрагмент, с заранее
продуманной программой выполнения, оно в большей мере связано
с механической работой, нежели с умственной. Думаю, что тренерскому
составу клуба необходимо совершенствовать учебно–тренировочный
процесс в начавшемся году, привлечь науку психологию для того,
чтобы обоснованно увеличить объем занятий не только по физической,
но технической и тактической подготовке. Только в этом случае
команда сможет получить ощутимый прирост квалификации футболистов,
без которой нельзя добиться существенного успеха.
Футбол – игра коллективная, однако в ходе ее часто возникают
ситуации, когда футболист сам должен решать задачу индивидуально,
брать что называется, игру на себя. Вот в таких моментах многим
нашим игрокам как раз и не хватает необходимого мастерства.
Футболисту, владеющему высокой техникой, значительно легче решать
командные тактические задачи. Безусловно, высокая техника должна
быть подкреплена хорошей физической подготовкой.
Все эти аспекты индивидуального мастерства особенно важны в
настоящее время, когда большинство российских команд игру в
атаке ведут малыми (один – два игрока) силами. Овладевший мячом
нападающий просто обязан в отсутствие поддержки умело действовать
индивидуально, чтобы, во-первых, сохранить мяч, а во-вторых,
маневрируя тактически гибко, дать возможность партнерам занять
более выгодные позиции для поддержания атаки. Вот почему так
важны неординарные действия футболиста в завершающей стадии
атаки.
Но с чем мы сталкиваемся сегодня? Пока только одни разговоры
об индивидуальных занятиях, почти не ведется работа над повышением
индивидуального мастерства футболистов. На мой взгляд, тренеры
«Ростова» не совсем ясно себе представляют, что же такое индивидуальное
занятие, хотя во всех планах они фигурируют.
Экспериментальной психологией доказано, что футболисты ежедневно
должны проводить индивидуальные тренировки не менее 55-60 минут,
разработанные тренером для каждого футболиста. Обязательно они
должны проводиться под наблюдением наставников, которые могли
бы проконтролировать занятия, дать нужный совет футболисту,
показать тот или иной прием. Ни в коем случае индивидуальные
занятия не должны носить стихийный характер, потому что многие
футболисты индивидуальные занятия понимают так: «Пойдем, ребята,
побьем по воротам».
Удары по воротам, безусловно, важный элемент игры, но далеко
не единственный из тех, что требует кропотливой индивидуальной
работы. Ведь есть еще финты, остановка мяча, передачи, игра
головой и т.д. Все это, в свою очередь, требует от футболиста
ловкости, координации, прыгучести, глазомера, высоких скоростных
качеств.
Во время индивидуального занятия игрок должен отрабатывать не
все сразу элементы, а два-три из них путем их многократного
повторения. Это тяжелый труд, порой нудный, но необходимый.
К примеру, перед футболистом ставится задача выполнить тот или
иной прием правильно три – пять раз подряд. В случае неудачи
необходимо повторять, пока игрок не добьется желаемого. Безусловно,
не все сразу может получиться. Поэтому в индивидуальных занятиях
необходимо руководствоваться принципом от простого к сложному,
постепенно усложняя упражнения, добиваясь того, чтобы тот или
иной элемент выполнялся на более высокой скорости при сопротивлении
противника, при этом постоянно следить за точностью выполнения
приема.
Для этих целей главный тренер должен иметь картотеку различных
технических приемов, которые он сможет рекомендовать тому или
иному футболисту для разучивания.
Наблюдая за тренировками «Ростова», к сожалению, я ни разу не
видел, чтобы проводились занятия по повышению индивидуального
мастерства.
Подчеркиваю, что во время групповых упражнений и общекомандных
занятий возможности совершенствования индивидуального технического
мастерства в какой–то мере ограничены.
Чтобы от слов о необходимости индивидуальных занятий перейди
к делу, необходимо изменить психологию тренерского состава и
самих игроков. Необходимо понять, что футболистам высокого класса
можно стать только благодаря повседневному кропотливому труду
на тренировках.
Комплексный анализ официальных матчей и тренировочной деятельности
футболистов «Ростова» указывает между тем на следующее. Общий
объем нагрузки выполняемых на тренировках упражнений невелик
и не соответствует требованиям современного футбола. Средняя
длительность одного занятия, вместе с разминкой, занимает не
более 80 минут. Главная причина низких тренировочных нагрузок
– традиционное мировоззрение тренеров, глубоко убежденных в
том, что объемы физических нагрузок, планируемые им для своей
команды, околопредельны, то есть команды работает на максимуме.
А где же результаты такой работы? Наглядно одно, что без кардинальной
перестройки мировоззрения главного тренера, без четкого понимания
того, что сегодняшние нагрузки – это даже не вчерашний, а позавчерашний
день в футболе. При таких нагрузках достигнуть высокого уровня
технического мастерства просто невозможно. В тренировках в подавляющим
большинстве технико–тактические упражнения оказываются координационно
простыми, психическая напряженность при их выполнении невелика,
и следовательно, развивающего воздействия на игроков они почти
не оказывают. А это приводит к тому, что техническое мастерство
футболистов команды не улучшается, функциональная подготовленность
при таком подходе поддерживается на относительно невысоком уровне.
Предполагаю, что главный тренер «Ростова» для следующего сезона
должен тщательно проанализировать структуру всех технико–тактических
упражнений, переработать их с учетом требований научно подхода,
исключить из практики те, коэффициент специализированности которых
низок. Координационная и психическая сложность упражнений должна
превышать или хотя бы соответствовать соревновательному уровню.
Не секрет, что уровень технического мастерства футболиста зависит
не только от того, насколько тренер правильно спланировал нагрузку.
Не менее, а может быть и более важно отношение футболиста к
выполнению немеченой программы, а для этого надо хорошо знать
психологию футболиста, его установку на проводимые занятия.
И последнее, на чем хочу остановиться, говоря о работе главного
тренера «Ростова». Меня очень удивило, когда я услышал интервью
Олега Протасова после матча «Ростов» – «Рубин», который «желто-синие»
проиграли 0:2: «Кадровые проблемы не позволили нам выступить
лучше, пытались играть на результат, какое–то время отстояли,
но нас хватило на один час», «Хорошая команда это стабильная
команда», «Перед нами стоит именно такая задача: избавиться
от данных недостатков и выступить ровно». Это было 10 мая 2010
года. До конца игрового сезона оставалось еще полгода. Вопрос:
справился ли главный тренер с поставленной уже перед собой задачей?
Ответ – нет. В противном случае не произошел бы тот катастрофический
спад во втором круге, не позволивший команде побороться за более
высокие места.
Вадим
Маренков,
кандидат психологических наук, газета «Футбольный курьер» 17--20
января 2011 г.