Первый учитель водителя – это автоинструктор. От навыка и умения инструктора во многом зависит, каким станет ученик водителем. О профессиональных автоинструкторах вы можете почитать на сайте http://driving.kiev.ua

Сергей Суперата: Под парусами на дистанции регаты

Наш собеседник - человек из золотой шеренги донского спорта, пятикратный чемпион мира и обладатель многих других титулов. Все, правда, в недалеком и, тем не менее, прошлом. А как складывается его путь вне акватории, как и чем живется прославленному мастеру весла?

- Сергей Владимирович, судя по анкете, у вас завидный диапазон перемещений по России и Украине - Камчатка, Ивано-Франковск, далее, нам известно, Таганрог, потом Ростов. Тяга к перемене мест?

- Не все поначалу от меня зависело. Отец по профессии моряк, отсюда Камчатка. Он родом из Ивано-Франковска - сюда семья отправилась после окончания его службы на флоте. Вот Таганрог с Ростовом - это мое.

- Как и когда вы, будущий чемпион мира, взяли в руки весла?

- Моя гребная родина - прикарпатский Ивано-Франковск, некогда Станислав. Там есть живописное озеро, куда как-то попал по завершению учебного года с компанией сверстников. Оттуда и последующее увлечение греблей. Тренировались и зимой на теплой воде близ местной ТЭЦ, через сезон занятий я стал состязание за состязанием выигрывать, теперь уже было не остановиться. Между прочим, именно в ту пору тренер Владимир Львович Грецкий предсказал мне хорошее будущее. Я, впрочем, не понимал, что там он во мне, мальчишке, углядел.

- Дальше в вашей жизни маяком стоит Таганрог.

- Тут все с греблей связано напрямую. У отца случился инфаркт, Карпаты с их влажным климатом для сердечников не лучшее место проживания. Стали думать, куда переехать. Примечательно, именно по моей инициативе искали город, так или иначе связанный с греблей. Выбор пал на Таганрог.

- И выбор этот, надо полагать, оказался удачным?

- Лучше некуда. Будучи гребцом, я не мог здесь на берегу Азовского моря не познакомиться с Анатолием Тищенко, чемпионом мира, попав под начало которого, чуть на него не молился. В восемнадцать лет, в 80-м, призван в сборную Союза, первый международный старт был у меня в Венгрии на озере Сольнок с двумя победами – в одиночке и четверке на тысяче метров.

- Ваш первый мировой титул пришелся на девятнадцатилетние. Как говорится, с этого места поподробнее.

- Чемпионат мира проходил в Англии, в Ноттингеме. До того шел отбор на Кубке СССР в Житомире. Был такой замечательный мастер Владимир Парфенович, олимпийский чемпион. Он искал в двойку партнера, к моему удивлению после разных проб выбрал меня, совсем юнца. В Ноттингеме мы победили на дистанциях 500 и 1000 метров в жесткой конкуренции с соперниками из ГДР, Новой Зеландии, Венгрии. Золотой взлет начался.

- Что дальше?

- В 82-м, как бы в честь моих юбилейных двадцати, с тем же Парфеновичем добыты два «золота» на тех же дистанциях в югославском Белграде. Потом в 83-м - два «серебра» в финском Тампере. В 84-м Парфенович перешел в одиночку и четверку, у меня появился новый партнер Виктор Пусев из Гомеля.

- И обозначился свет Олимпиады в Лос-Анджелесе?

- Это рана до сих пор, ее бойкот. Ведь мы о ней мечтали, к ней готовились. Не один я шок пережил - из ростовчан это в известной степени тоже трагедия высотницы Тамары Быковой, стрелка Владимира Львова. И они, и я, полагаю, имели по той форме и возможностям шанс стать олимпийскими чемпионами, но, увы, большая политика у нас совета не спросила.

- Ваш пятый мировой титул фиксируется 1989-м. По сравнению с четвертым довольно долгий перерыв.

- Я в известной степени олимпийский неудачник - прошли мимо кроме Лос-Анджелеса и Игры в Сеуле в 88-м. По разным причинам. Лишь в 89-м звезды вновь зажглись - Болгария, Пловдив, мировое «золото», на сей раз в четверке на 10 000 метров вместе с Александром Водоватовым из Фрунзе, Владимиром Бобряковым из Воронежа, Александром Мызгуном из Мозеля. И… весла насухо, финиш карьеры. В двадцать семь лет. И то - устал от бесконечной в течение целого десятилетия трудной конкуренции на сборах, к тому же Витю Пусева из сборной отчислили, я остался без привычного напарника.

- И дальше - тишина?

- Будучи в СКА, получил назначение в Группу Советских войск в Германии, заняв там «важный» пост начальника автодрома. Когда ломали в Берлине стену, раньше других отправили в Россию спортсменов. Я еще тренировался, больше для себя, вместе с друзьями Анатолием Тищенко-младшим, Олегом Чертовым. Занялся бизнесом. В спорт вернулся четыре года назад, когда был избран вице-президентом областной федерации гребли.

- В Краснодаре недавно проходила Президентская регата. У столицы Кубани что, лучше гребные возможности, нежели у дончан?

- Относительно на данный день лучше. Наш канал основательней и перспективней, но сильно запущен. Он требует очистки, нужно выравнивать и укреплять берег, менять устаревшие понтоны на современные, обновить трибуны, наконец, приобрести так называемую дистанцию, комплект для проведения гонок. Не говорю уже о том, что недавно канал присмотрели для пикников с соответствующими последствиями, впрочем, такое успели нейтрализовать. Как и въезд на территорию кого попало. Также требуется достроить гостиницу, тренировочный комплекс с бассейном, два комплекса с ареной для игровых видов и единоборств. Своей властью я запретил не только имевший место въезд автотранспорта на территорию канала, и отменил плату за него – теперь машины паркуют на специальной стоянке, причем безвозмездно. Детей на тренировки возит постоянный автобус спецназначения.

- Судя по Президентской регате, к Краснодару в Москве относятся лучше, чем к Ростову?

- Рискну не согласиться. Нас готов поддерживать президент федерации гребли России Евгений Юрьевич Архипов, который, между прочим, некогда греб в одной лодке с самим Дмитрием Анатольевичем Медведевым, в юности увлекавшимся нашим видом. С симпатией к нам относится мой бывший партнер Владимир Парфенович, тоже решающий в столице серьезные проблемы. Они ждут от Ростова инициативы.

Евгений Серов,  «Футбольный курьер», 2012

 

Сергей Владимирович Суперата

Сергей Владимирович Суперата

Фото «Футбольный курьер»

Родился 29 ноября 1962 года в Петропавловске-на-Камчатке.
Заслуженный мастер спорта.
Гребец на байдарке.
Спортом начал заниматься в Ивано-Франковске в 1975 году.
Двукратный чемпион союзной регаты «Дружба» среди юношей.
12-кратный чемпион Советского Союза.
Чемпион мира 1981 года (на двух дистанциях), 1982 (на двух), 1989, двукратный серебряный призер-1983, двукратный победитель регаты «Дружба»-1984.
Выпускник исторического факультета Грозненского государственного университета.
В настоящее время - и.о. директора ДЮСШ «Гребной канал «Дон».

 

Галерея личностей донского спорта разных времен